среда, 15 марта 2023 г.

Обучение чтению

 Обучение чтению

Прежде, чем начать читать, ребенок должен научиться проводить звуковой анализ слов, т.е. уметь назвать звуки, из которых состоит слово. Ребенок 6-7 лет уже не вслушивается в звуки произносимых им слов, не манипулирует словами, как он это делал 4 года. Потому что вслушивается не в звуки, а представляет себе буквы, которыми записано слово. А 5-летний слышит все по-другому. Поэтому надо воспользоваться этой речевой одаренностью 4-5 летнего ребенка и научить его грамоте, закладывающей фундамент условия курса фонетики, морфологии русского языка.

Начинать необходимо с игры, переключающей внимание детей со смысловой стороны слова на звуковую. 

    I   этап - определение звука.

Какую песенку поет комар? 3 - з - з - з. Давай послушаем песенку комара в других словах: « з - з – 

зима ». А в слове «корова» есть песенка комара? Нет.

    II   этап - назвать звуки слова в той последовательности, в которой они в этом слове находятся.

Это и есть основа грамотного письма. 

    III этап - изображения слова в виде схемы.

Вверху картинка, внизу клеточки, например, слово «Дом». Сколько клеточек? Значит, столько звуков?

Звуки называются последовательно и закрываются фишками. Необходимо иметь несколько карточек для

анализа трех звуковых слов: мак, дом, кот, кит, жук,

лук, лес, рак.

На каждом занятии нужно разбить не больше 2 слов. Но анализировать эти слова надо несколько раз разными способами: сначала просто разбирать слова, затем фишки убрать со схемы по указанию взрослого в соответствии с называемыми звуками. Можно назвать звуки последовательно. Такого рода задания побуждают детей к повторному обследованию звукового состава слова по схеме. При проведении звукового анализа слов полезно включать задания, развивающие у детей мысленные операции - сравнение, сопоставление, анализ.

Найдите одинаковые звуки и слова «дом», «мак», разные звуки в словах «дом», «дым». 

    4 этап - различение гласных и согласных 

Обратить внимание ребенка на то, что при произнесение согласных нам всегда что-то мешает: губы или язык, теперь установлена разница между гласными и согласными звуками.

Согласные звуки произносятся то мягко, то твердо. Мягкие согласные обозначаются зелеными фишками, 

твердые - синими. Например, слово «Нина». Какие гласные? Какие согласные? Похожи здесь звуки или нет? 

С этого занятия все гласные надо начинать обозначать красным цветом. С начала необходимо использовать слова без стечения согласных и гласных звуков: луна, рыба, лиса, сани, гуси и т. д. Затем задание усложняется: сахар, волк, куст, аист, паук и т.д. Если ребенок свободно проводит звуковой анализ 4-5звуковых слов, схемы можно убрать. Фишки выкладывать в этом случае прямо на столе, проводить все необходимо в игровой форме. Только после, того как ребенок хорошо начал ориентироваться в звуковой стороне речи, можно Знакомить с буквами и начинать читать.

12 комментариев:

  1. Спасибо за полезную информацию. Теперь буду использовать у себя на практике!

    ОтветитьУдалить
  2. Доступная информация. Можно пользоваться родителям дома с детьми

    ОтветитьУдалить
  3. Очень доступно и понятно написано информацию по обучению чтению дошкольников.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, полезная информация.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо! Очень актуально перед школой!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, очень полезная информация, буду использовать данные методы на практике.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо, полезная и познавательная информация. Помогает ребенку исправить речь перед школой.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за информацию!

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо за такую полезную информацию.

    ОтветитьУдалить
  10. Рузанна Даниелян31 марта 2023 г. в 03:05

    Очень интересно и познавательно, возьму обязательно на заметку .

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за доступную и интересную информацию!

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо, очень полезная информация детям перед школой.

    ОтветитьУдалить