пятница, 29 сентября 2023 г.

Анкетирование для родителей

 Анкета для родителей по владению Федеральной образовательной программы ДО


Вопросы

1.

Из каких источников Вы узнали о введении   Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО)

o Ничего не знаю

o Из личной беседы с воспитателем

o На родительском собрании

o Увидел информацию на сайте ДОУ

o Узнал из других источников

2.

Насколько Вы полно информированы о содержании ФОП ДО в целом?

o Достаточно

o Не достаточно

o Не информирован

3.

Как Вы относитесь к ведению ФОП ДО в целом?

o Положительно

o Отрицательно

o Затрудняюсь ответить

4.

Как Вы думаете, измениться ли роль родителей в образовательном процессе в связи с ведением ФОП ДО?

o Роль родителя усилится

o Роль родителя уменьшится

o Не изменится

5.

Планируете ли Вы продолжить знакомство с материалами ФОП ДО самостоятельно?

o Да

o Нет

o Затрудняюсь ответить



Результаты анкетирования:


На первом вопросе 60 % родителей выбрали третий вариант ответа, а 40% четвертый.

На втором, третьем, четвертом и пятом вопросе 100% родителей выбрали первый вариант ответа.

среда, 12 июля 2023 г.

РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

 Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым?

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний. Существует множество несовершенств речевого дыхания:

• неумение рационально использовать выдох;

• речь на вдохе;

• неполное возобновление запаса воздуха.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования: При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

• не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

• температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

• одежда не должна стеснять движений;

• не заниматься сразу после приема пищи;

• не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

• дутье через соломку в стакан с водой;

• надувание воздушных шаров;

• дутье на разноцветные вертушки;

• игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;

• пускание мыльных пузырей;

• дутье на одуванчики весной.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

«Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью. Немое кино»

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

«Топор»

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

«Зоопарк»

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

«Ворона»

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси - произнести на выдохе «га – га - га» (го, гы), корова - произнести на выдохе «му», кошка - «мяу» и т. д.).

«В лесу»

Логопед ищет потерявшихся в лесу детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ay!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

«Задуй свечку»

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

«Лопнула шина»

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Накачать шину»

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

«Воздушный шар»

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

«Жук жужжит»

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Комарик»

Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.


 

вторник, 13 июня 2023 г.

 «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду. Т.к.

  • Требования начальной школы стали выше;
  • Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  • Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. 

Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.

Речь бывает: устная и письменная.

Состоит наша речь из предложений.

Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из слогов.

Слоги состоят из звуков.

Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки  обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают  губы,  зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.  

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [р'].

Звуки на письме обозначаем буквами.

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

Основные этапы подготовки ребенка к обучению грамоте

 Развитие зрительного восприятия и внимания.

Предложите ребенку сложить из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу какие либо фигуры. 

Упр-е «Найди отличия», «Что изменилось?»

«Корректор»

        Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом. Попросите ребенка вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую букву «о». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача для ребенка станет легкой, усложните ее, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с» -  обвести. 

Пуговицы»

        Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т.д.

«Запомни предметы» (начинать с 3х картинок, увеличиваем до 10).

Развитие слухового восприятия и внимания. 

Игра «Шумящие коробочки» -небольшие коробочки заполнены различными мелкими предметами(пуговицы, монеты, бусины), крупами (рис, гречка, макароны и т.д.), которые если потрясти будут создавать различные шумы. Коробочки должны быть парные ,т.е. нужно иметь 2 одинаковых набора. Пошумев одной коробочкой нужно найти 2-ю такую же.

«Запомни слово» -взрослый называет 5-6 слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Далее игру можно усложнять.

«Повтори за мной»(отхлопай так же, простучи) - игра на воспроизведение ритмического рисунка.

«Кто  летит (бежит, идет, прыгает)? – поднять руку на подходящее слово.

«Поймай звук» - произносится ряд звуков, слогов, слов. Ребенок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук.

 Развитие связной речи.

1. Попросите ребенка рассказать вам в какие игры играл, какую сказку читали в детском саду. 

2. Упражняйте составлять предложения по картинкам. Предложите ребенку составить предложение с каким то определенным словом. Попросите ребенка определить количество слов в предложении, составить предложения с определенным количеством слов. Предложите начертить схему предложения. Пример предложения: 

Птица сидит на ветке. Схема предложения будет такой:

Символ слова- полоска. Первое слово в предложении – полоска с уголком. Количество полосок обозначает количество слов в предложении.

 Деление слов на слоги.

1.Слово делим на слоги при помощи хлопков. Предложите ребенку составить слоговую схему слова. Символ слова это полоска и ее мы делим на части в зависимости от количества слогов.

Задания: - определить количество слогов в названных словах;

-выделить 1-ый слог из названия картинки;

-определить пропущенный слог в слове с помощью картинки;

-разложить картинки по группам в зависимости от количества слогов в их названии.

 

Напоминаем детям правило: Сколько в слове гласных столько и слогов.

 Звуковой анализ и синтез.

Формы звукового анализа: элементарная форма – выделение звука на фоне слова; 

Сложная – определение позиции звука в слове, определение последовательности звуков в слове и т.д.

1. Упражняйте ребенка в выделении первого звука, последнего. Звук, который вы предлагаете ребенку определить(первый, последний) произносится утрированно.

- Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист?

- Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков? 

Поиграйте в игру «Где спрятался звук?»(в начале, середине или в конце слова) – игра на определение позиции звука в слове.

2. Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове, составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.

Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. 

При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова. 

Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.

Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

 

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

•        написать букву в воздухе, на столе;

•        выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

•        написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

•        выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;

•        вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

•        вылепить из пластилина, теста;

•        написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

•        выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

 

Обучение чтению слогов, слов

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:

- М и А будет МА.

- побуквенное чтение: М, А, М, А.

- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: 

- составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;

-составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;

- составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;

- составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв: кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.

Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.

Предложите ребенку задания:

- закрашивать предметы, не выходя за контур;

- проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии;

- обводить рисунок по точкам;

- штриховать в разных направлениях;

- обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.

Развитие ориентировки в окружающем пространстве. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.

Что находится впереди, позади, вверху, внизу. Какой предмет находится справа, слева от тебя? Положи кружок перед собой, слева от него квадрат, справа треугольник.

Необходимо запомнить:

- занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне; 

- нельзя заставлять ребенка заниматься;

- но при этом разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку;

- не выражайте свое неудовольствие, разочарование;

- будьте терпеливы, не раздражайтесь;

- хвалите ребенка за старание.

Вооруженные всеми этими знаниями и умениями вы легче осилите дорогу к школе. Это поможет вам избежать ошибок при чтении и письме.

И главное, помните – все чему вы научите ребенка, а главное, все чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

Удачи вам!

 

 

четверг, 11 мая 2023 г.

СТОИТ ЛИ ПЕРЕУЧИВАТЬ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ? 

1. Не переучивайте левшу сами и не давайте это делать другим. Перед тем, как ваш ребенок пойдет в первый класс, поговорите с учителем, чтобы он был в курсе и помогал вам в воспитании и обучении ребенка-левши. 

2. Если ваш ребенок чрезмерно эмоционален и в чем-то неаккуратен, то не кричите и не наказывайте его за это. Помните, что в этом виноват не он сам, а особенность его головного мозга, вследствие которой, он, например, может расплакаться и эмоционального переживать за героев мультфильма. 

3. Левши - творческие дети и их фантазия просто безгранично. Не смейтесь над его небылицами, которые он может рассказывать вам взахлеб. Например, что ночью он был на Марсе, на прогулке в детском саду виделся с загадочным животным и так далее. 

4. Помните, левша мыслит и запоминает образами, поэтому во время обучения для лучшего запоминания используйте картинки и другие наглядные пособия. 

5. Ребенка-левшу не рекомендуется отдавать в кружки и другие детские объединения, где большое количество детей. Это связано с тем, что леворукие дети с трудом подчиняются жестким правилам. 

6. Как можно раньше научите ребенка-левшу правильно держать ручку – так, как это необходимо именно леворукому ребенку. Воспользуйтесь специальными прописями для левшей. 

7. Не перегружайте ребенка домашними делами и занятиями, но при этом следите, чтобы он не болтался просто так. Ребенок-левша очень ранимый и чувствительный, старайтесь не кричать и не наказывать его, выберите другую тактику воспитания, способную привести к желаемому результату. Если вам это затруднительно, не бойтесь обращаться к детским психологам за помощью и консультацией.

https://zabota096.msp.midural.ru/deiatelnost-u096/sovety-specialistov4a.html

среда, 12 апреля 2023 г.

У РЕБЁНКА ДИАГНОЗ ЗРР

У РЕБЁНКА В МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЕ СТОИТ ДИАГНОЗ ЗРР. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребёнка идёт медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить, частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с

болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребёнком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, чёткой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребёнку благоприятные условия для развития. Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребёнка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи. ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребёнка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

вторник, 11 апреля 2023 г.

ГОВОРИТЕ С РЕБЁНКОМ ПРАВИЛЬНО!

 Речь не передается по наследству, ребѐнок перенимает речь от окружающих. 

Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре со своим ребенком  следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чѐтко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. 

                Обязательно учитывать, что некоторые слова ребенок слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить. Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими.

Если дома говорят громко, торопливо, раздражѐнным тоном, то и речь ребѐнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. 

Нельзя «подстраиваться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова. Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении. 

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя ругать ребенка за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.

 

из источника: detkin-club.ru